Фонд защиты свободы слова поделился результатами своей работы и обличил попытки власти ограничить свободу слова в Украине

Newsone

Фонд защиты свободы слова провел пресс-конференцию, в рамках которой подвел итоги своей работы за первые шесть месяцев. Трансляцию вел телеканал "Перший Незалежний".

Глава фонда Анна Герман акцентировала внимание на том, что его участниками делается все возможное, чтобы в Украине существовала свобода слова, журналисты могли свободно заниматься своей профессией и не бояться власти, а в стране царила демократия, а не тоталитаризм.

"Нашей задачей, задачей нашего фонда на первом этапе нашей работы было сделать все, чтобы мир узнал о реальном состоянии свободы слова в Украине. И я сегодня должна сказать на вот этом отчете нашем полугодовом, что нам это удалось. Весь мир уже знает, что такое украинская власть и каково ее отношение к свободе слова... Вы знаете, каждая власть боится свободной прессы. И это понятно, это почти нормально. Власть должна бояться. Но только преступная власть закрывает каналы, только преступная власть бьет журналистов, только преступная власть командует журналистами, каких гостей они должны приглашать на эфиры, какие темы должны затрагивать, а какие не затрагивать. Только преступная власть могла устами бывшего главы Администрации президента Зеленского сказать, что журналисты нам не нужны. Да, преступной власти журналисты не нужны, потому что преступная власть делает что-то такое, что она боится осветить, что она боится показать широкой публике. Поэтому, когда были закрыты каналы, самые главные независимые каналы украинские, как реакция на это закрытие, вы знаете, был образован наш Фонд защиты свободы слова. И последние полгода нашей работы показали, то есть, первые полгода нашей работы показали, что ситуация со свободой слова ухудшается. Если раньше власть закрывала и давила только на независимые каналы, то сейчас власть пытается приструнить и государственные каналы, те каналы, которые работают на государство", – отметила Герман.

Newsone

В свою очередь доктор юридических наук, академик Виталий Журавский заявил, что журналистам незаконно закрытых каналов "112 Украина", NewsOne, ZIK и "Першого Незалежного" нужно подавать иск в ЕСПЧ, поскольку суды в Украине делают все возможное и невозможное, чтобы дела нарушения свободы слова не рассматривались.

"Мы искренне благодарим французских юристов за достаточно оперативный анализ нарушения прав журналистов, нарушения прав телеканалов. Я бы хотел все-таки сосредоточить ваше внимание на том, что два суда, Верховный суд Украины и Киевский окружной административный суд, делают все возможное и невозможное, чтобы дела нарушения свободы слова не рассматривались. То есть, это обращение "Першого Незалежного", которого без суда и следствия просто прикрыли за час, они час в эфире были, а так три канала "112 Украина", NewsOne и ZIK". То есть, юристы, причем западные, отмечают, что нарушены права на справедливое рассмотрение, а это серьезное нарушение, нарушение статьи 6 параграфа первого Европейской конвенции по правам человека. По мнению западных юристов, надо потом все-таки привлекать и Верховный суд, и Киевский окружной административный суд за отказ в правосудии, а фактически мы это имеем. Поэтому они решили таким образом действовать: не рассматривается дело в суде, затягивается, а пока это дело затягивается, то якобы каналы и журналисты не имеют права подать в ЕСПЧ. Имеют – это есть ключевая вещь. В стране, где есть основание судиться против государства Украины за нарушение права на справедливое судебное разбирательство", – сказал Журавский.

Newsone

Член наблюдательного совета, глава Национальной медицинской палаты Украины и института вакцинологии и иммунобиопрепаратов Сергей Кравченко отметил, что украинская власть уничтожает те СМИ, при помощи которых она к власти и пришла.

"К сожалению, констатация врачебная такова, что и страна и общество у нас больны на данный момент. Учитывая, что мы видим закономерности, которые стали уже тенденцией: давление на средства массовой информации и борьбу с инакомыслием. Я смотрю, что, судя по всему, на улице Банковой и на Грушевского у нас процветает, знаете, большевизм. На данный момент действующая власть уничтожает всю ту прессу, с помощью которой она пришла к власти", – сказал Кравченко.

Newsone

Телеведущая Диана Панченко обратила внимание на то, что сейчас все больше журналистов начали отмечать давление на свободу слова в Украине, но все молчали когда Зеленский закрывал "112 Украина", NewsOne, ZIK и "Перший Незалежний".

"21 октября – это экватор президентства Зеленского. Один мудрый политик сказал, что в глазах народа президент до экватора и после экватора – это разные президенты. Люди по-другому воспринимают президента после половины термина. Те сигналы, которые мы сейчас получаем по теме свободы слова от наших коллег, очень важные, это важный маркер. Когда коллеги из "UA: Перший" заявляют, что "слуги народа" отказываются ходить на эфиры и выдвигают условия прийти на эфир, мы наблюдали все это з первого дня работы Рады и Зеленского. "Слуги народа", которые приходили на наши эфиры, говорили, что хотят прийти на тему диджитализации и не хотят темы тарифов. То, что сейчас некоторые журналисты просыпаются и акцентируют внимание на проблеме свободы слова – это большой маркер. Я хотела бы их поддержать и в то же время спросить – а где вы были, когда закрывали три телеканала, а потом еще и четвертый? За десять лет работы на телевидении я не могла представить, что человек-телевизионщик станет настоящим диктатором для журналистов", – указала телеведущая.

Французский юрист Алексис Гедж проанализировал закрытие украинских телеканалов "112 Украина", NewsOne и ZIK, а также прекращение вещания "Першого Незалежного" и поделился результатами.

"Этот случай нужно рассматривать в контексте проведения Украиной политики, которая имеет за цель борьбу с оппозиционными медиа. Вещание телеканалов "112 Украина", NewsOne и ZIK было остановлено указом президента, потом ограничения ввели и в отношении "Першого Незалежного". Компании обжаловали такие действия в Верховном суде, но рассмотрение вопроса до сих пор продолжается. Процедуру рассмотрения заблокировали. Также компании хотят подать апелляции в международные органы, так как есть много аргументов относительно нарушения прав и свобод этих телеканалов. Мы советуем телеканалам заявить о грубом нарушении п. 1 ст. 6 Конвенции о правах человека. Украинские суды нужно притянуть к ответственности из-за отказа в правосудии. Также советуем телеканалам заявить о нарушении ст. 10 Конвенции по правам человека – указ президента Украины и действия СБУ являются вмешательством в свободу информации, это незаконно. Мы советуем заявить о нарушении ст. 1 Протокола 1 ЕСПЧ – указ президента Украины – это вмешательство в право собственности. Мы советуем заявить о нарушении ст. 14 Европейской конвенции по правам человека – указ президента Украины и действия СБУ дискриминируют компании на основании их мнений и называют их пророссийскими, такая дискриминация не соответствует требованиям законности и пропорциональности", – указал он.

Отметим, сотрудники незаконно закрытых телеканалов и сайтов неоднократно проводили акции протеста и обращались с письмами к президенту США Джо Байдену, государственному секретарю США Энтони Блинкену, канцлеру Германии Ангеле Меркель, президенту ПАСЕ Рику Дамсу, ООН, в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международную правозащитную организацию Freedom House и другие организации с просьбой обратить внимание на тотальную цензуру и угрозу свободе информации в Украине.

Сегодня действия украинской власти получают все большее осуждение со стороны ведущих международных правозащитных организаций, известных политиков и экспертов. Новости о закрытии наших телеканалов были опубликованы во всех ведущих мировых СМИ.

Со словами осуждения в адрес украинской власти уже выступили: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), Мониторинговая миссия ООН по правам человека, Официальный представитель Управления верховного комиссара ООН по правам человека Марта Хуртадо и другие. Полный перечень международных организаций, которые поддержали украинских журналистов, можно увидеть ЗДЕСЬ.

Newsone

Напомним, 2 февраля президент Владимир Зеленский подписал указ о применении санкций против телеканалов "112 Украина", NewsOne и ZIK. Согласно указу, который вступил в силу с момента подписания, к телеканалам применены санкции на протяжении пяти лет. Это предусматривает блокировку вещания всех трех телеканалов.

26 февраля журналисты незаконно закрытых президентом Владимиром Зеленским телеканалов объединились и создали новый телеканал – "Перший Незалежний". Учредителями нового медиа стала группа журналистов, ранее работавших на каналах "112 Украина", NewsOne и ZIK. Но буквально через час после начала вещания власть незаконно отключила телеканал от эфира.

Экс-владелец телеканала "Перший Незалежний" Роман Любицкий распространил лживое заявление о том, что не имеет отношения к продаже телеканала Медиахолдингу "НОВОСТИ". Заявление Любицкого не соответствует действительности, так как от его имени действовал уполномоченный им представитель, а сам Любицкий получил оплату за продажу телеканала "Перший Незалежний".

20 августа были введены санкции против главного редактора интернет-издания "Страна.ua" Игоря Гужвы, компаний – издателей "Страны.ua", блогера и журналиста Анатолия Шария, его жены Ольги. В результате были заблокированы издания "Страна.ua" и "Шарий.net".

Ведущие европейские политики, международные и украинские эксперты и мировые СМИ раскритиковали указ Зеленского о прекращении работы телеканалов "112 Украина", NewsOne и ZIK.

В связи с незаконными действиями власти журналисты обратились к государственному секретарю США Энтони Блинкену относительно введения тотальной цензуры и серьезной угрозе свободе информации в Украине, направили открытые письма европейскому комиссару по вопросам расширения и политики добрососедства с 2010 по 2014 год Штефану Фюле и экс-президенту Польши Александру Квасьневскому, Генеральному секретарю ООН Антониу Гутеррешу, Верховному комиссару ООН по правам человека Мишель Бачелет, Специальному докладчику ООН по вопросам поощрения и защиты прав на свободу мнений и их свободное выражение Ирен Хан и пресс-секретарю Управления ООН по правам человека Марте Хуртадо. А Совет Европы порекомендовал журналистам незаконно закрытого канала "Перший Незалежний" обратиться в Европейский суд по правам человека в связи с ограничением свободы слова в Украине.

Также коллективы медиа, незаконно закрытых украинской властью в лице президента Владимира Зеленского, встретились с Секретарем Сената, вице-президентом Комитета иностранных дел, обороны и вооруженных сил Жоэлем Геррио, а также вице-президентом Комиссии по конституционному законодательству, законодательству, всеобщему избирательному праву, регламенту и общему управлению Сената Франции Натали Гуле. В ходе встречи представители СМИ проинформировали сенаторов о катастрофической ситуации со свободой слова в Украине.

Помимо этого сотрудники незаконно закрытых украинской властью телеканалов "112 Украина", NewsOne, ZIK, а также "Перший Незалежний", который был закрыт по письму заместителя главы СБУ без суда, и сайтов "Страна.ua" и "Шарий.net" пришли на форум Ялтинской европейской стратегии в формате YES Brainstorming 2021, который стартовал 10 сентября в Киеве, чтобы рассказать о ситуации со свободой слова в Украине.

Журналисты закрытых СМИ обратились с письмом к делегатам ПАСЕ, где рассказали о давлении власти на независимые медиа в Украине и попросили дать свою оценку. Поддержал их и Фонд защиты свободы слова в Украине, глава которого направила письмо президенту США Джо Байдену в связи с преследованием властью независимых медиа в Украине.

В понедельник, 27 октября, стартовала очередная сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы, где работали журналисты "Першого Незалежного" и информировали ее участников о незаконных действиях украинских властей в отношении независимых медиа, таких как, "112 Украина", NewsOne, ZIK, "Перший Незалежний", а также изданий "Страна.ua" и "Шарий.net". В рамках заседания Ассамблеи журналисты передали сотням европейских политиков, в частности, евродепутатам, делегатам ПАСЕ, работникам МИД, европейским политикам, министрам и чиновникам разных стран письма, а также брошюры, где подробно рассказали о давлении на свободу слова в Украине.

За последние месяцы мировые СМИ, европейские политики и эксперты опубликовали 96,9 тысячи материалов, посвященных травле украинскими властями оппозиции и независимых телеканалов.